(один день из жизни биеннале) Далекие и близкие «Дали» Красноярской биеннале На брифинге, который состоялся в конце августа, директор МВЦ Валентина Попова пригласила представителей СМИ Железногорска на VIII Красноярскую музейную биеннале «Даль». Перечень программ и проектов «ДАЛЬней» биеннале была представлена в период 2 – 5 сентября 2009 г. в Красноярском музейном центре. Честно признаться раньше я ни разу не была на таком мероприятии. Да и слова руководителя «Управления культуры» Алексея Поливина «Биеннале - это всегда интересно» тоже подлили масла в огонь и я ринулась с головой в новое и неизведанное.
Что такое биеннале и с чем его едят? Грубо говоря - это демонстрация чего-либо два раза в год. VIII Красноярская музейная биеннале "Даль" открылась 2 сентября В Красноярском музейном центре. Более 30 известных современных художников из России и зарубежных стран одновременно представили здесь свои новые работы. Музеи из разных мест Сибири в рамках специального проекта показали свои необычные экспонаты с увлекательными историями. Основной проект биеннале формировался по результатам экспедиций в десяток удаленных территорий Красноярского края и Сибири, где при взаимодействии приглашенных художников, представителей локальных музеев и местных сообществ через специальный арт-проект была выявлена, исследована и транслирована культурная ценность места. Наш МВЦ тоже принял участие в биеннале и представил взору зрителей, участников и музейных экспертов свои проекты «Космические Дали», «ДАЛЬНОиграющая ПЛАСТинка» и проект филиала МВЦ (п. Подгорный) «Седая Даль».
Дали Железногорска Серия работ «Космические дали»- это результат совместного творчества с Красноярским художественным институтом. Материалом для исследования стало наше градообразующее предприятие ОАО ИСС им. Академика М.Ф. Решетнева. Художественный ряд, в первом проекте Железногорска представил слово «Даль» как возможность возвращения человека к общекультурному осмыслению пространство-временных отношений. Другой проект МВЦ «ДАЛЬНОиграющая ПЛАСТинка» -это природа-даль-объект- лиственница Завенягина -пласт. Древесные кольца времени как дорожки пластинки, «воспроизводят» цепь исторических событий, очевидцем которых становится данный природный объект. История страны, края, города удивительным образом вписалась в проект «ДАЛЬНОиграющая ПЛАСТинка». Проекты нашего музея получили дипломы участников биеннале и призы с тематической символикой. Победительницей VIII биеннале «Даль» стала Марьян Тиювен (Голландия) взяв гран-при за свой проект «Разрушенный дом Красноярска». В заброшенном доме на улице Дзержинского, 12, после вмешательства этой голландской художницы затеплилась новая жизнь: упорядоченный хаос, несущий творческое послание жителям города. Интересных и неординарных проектов в рамках музейной биеннале в Красноярском в музейном центре, а также на других площадках города было представлено не мало. К примеру гигантский пятиметровый стул художника Владимира Селезнева, который расположился на газоне перед Красноярским музейным центром для того, чтобы наглядно показать перспективу для расширения человеческого кругозора. Такой далекий и близкий Красноярск А вы знаете, что в нашей стране Красноярск лидирует по количеству фонтанов и что этот город иностранцы часто называют городом фонтанов? А то, что жирафы в Красноярском парке «Роев ручей» растут как на дрожжах и за то короткое время, что они живут в Сибири они выросли на целый метр? И что раньше рыба в речке Кача была? Я теперь все это знаю. Ведь в рамках биеннале я попала на экскурсию по Красноярску. Поначалу сев в экскурсионный автобус, я пригорюнилась. Ну, что еще можно узнать об этом городе? Ведь достаточно часто здесь бываю. В свое время училась в Красноярске и здесь теперь живут мои нынешние родственники и друзья. Вот там левый берег, а с другой стороны Енисея, соответственно, правый. Но как выяснилось я практически ничего не знала о главном городе нашего края. Экскурсовод Людмила, за час с небольшим, открыла перед участниками биеннале новый и безумно интересный город под названием Красноярск. Пересказывать все то, что она говорила нет смысла. Женщина настолько увлекательно жонглировала датами, фамилиями и многочисленными легендами на тему возникновения Красноярска, что просто голова шла кругом. Кстати на такую экскурсию можно попасть и не в рамках биеннале, а попросту если задаться такой целью. Но один факт (хотя и не исторический) из рассказа Людмилы все-таки следует поведать миру. Представляете, недавно к нам в Красноярск приехали специалисты из Московского зоопарка (а наш «Роев ручей» занимает одно из лидирующих мест среди зоопарков России) с целью исследования стремительного роста наших жирафов. Согласно энциклопедическим данным самые крупные самцы этого вида достигают высоты 5,9 м до макушки и 3,7 м в холке. Самки в среднем мельче: примерно 4,4 м до макушки, 2,7 м в холке. Один из жирафов, которые теперь живут в «Роевом ручье» достиг высоты - 6,5 метров. Москвичи стали выяснять почему такое чудо стало возможно только в Сибири и выяснилось, что все дело в пищи животных. В Московском зоопарке жирафов кормят в основном овощами (морковкой, капустой), а наши едят....еловые ветки и лук. Вот и вымахали в высь экзотические великаны на сибирских харчах. Тоже своего рода запредельные дали. В рамках экскурсии наша команда также поучаствовала в одном из первых проектов VIII биеннале. Им стал арт-объект "Лыжи-лимузин" красноярского художника Василия Слонова на одной из "станций ДАЛИ" - в фанпарке "Бобровый лог".Участники биеннале - художники и музейщики - встали в "квинтет-лыжи" и поочередно стали передвигать в унисон свои ноги, имитируя езду на лыжах. Затем в автобусе «лыжники» бурно обсуждали в чем смысл этого проекта? Не придя к единому знаменателю, сошлись на всем уже привычном: «надо в ногу идти, товарищи!» Вернувшись в музей участники посетили лекцию Михаила Гнедовского, директора Института культурной политики (г. Москва) «Инновации в музейном проектировании». Культуровед увлекательно рассказывал о различных музеях мира, таких как к примеру музей провинции в Норвегии или музей психиатрии в Голландии. Весьма лестно из уст такого воротилы культурной политики прозвучало и упоминание экспозиции г. Железногорска1999г (III музейное биеннале) под названием «Приманка». Михаил Гнедовский, член экспертного совета нынешнего биеннале «Даль» назвал нашу «Приманку» очень интересным приемом музейной экспозиции, благодаря которой посетитель музея видел рыбу глазами самой приманки.
Приблизьте свои дали Красноярский музейный центр превратится на время биеннале в гигантскую творческо-геодезическую лабораторию, где сибирская даль измеряется и осмысливается с помощью разнообразных фото- и видеопроектов, инсталляций, арт-объектов. Так, дух Транссибирской магистрали -своеобразной российской оси абсцисс, воссоздала в виде условных спальных вагонов австрийская художница русского происхождения Лена фон Лапшина, предлагая посетителям в рамках своего оригинального проекта: чай, картошку и соленые огурцы. Творческая группа «ABC» (Москва) запустила свой спутник из устаревшего офисного оборудования в бесконечное пространство русского духа, а молодая московская художница Аня Желудь «проткнула» грандиозное здание бывшего музея Ленина своей стальной конструкцией, сравнивая масштабы «вовне» и «изнутри». Вся экспозиционная программа и образовательные проекты VIII Красноярской биеннале продолжат свою работу на площадках Красноярского музейного центра до 2 ноября 2009 г. Спешите видеть! Маргарита СОСЕДОВА
|
|
|
|
© martra1 |